<< Главная страница

Цицерон. Отрывки



ЦИЦЕРОН
(106-43 гг. до н. э.)

Марк Туллий Цицерон (Marcus Tullius Cicero) - выдающийся оратор и писатель Рима. Родился в 106 г. в окрестностях Арпинума (в Лациуме) и получил в Риме, а затем в Греции общее и риторическое образование. Блестящие ораторские способности помогли ему, выходцу из сословия "всадников", добиться высших государственных должностей. В 63 г. Цицерон становится консулом и со всей жестокостью подавляет заговор Каталины, против которого выступает с рядом громовых речей. Обвиненный народным трибуном Клодием в умерщвлении римских граждан без суда, Цицерон в 58 г. должен был удалиться в ссылку, откуда был возвращен в 57 г. В 51 г. он был назначен проконсулом (наместником) в Киликию (в Малую Азию).
Во время гражданской войны Юлия Цезаря с Помпеем Цицерон как республиканец стоял на стороне Помпея. При диктатуре Юлия Цезаря (48-44 гг.) он был вынужден отойти от политики. Свой досуг он целиком посвятил литературной работе. После убийства Цезаря Цицерон своими речами ("филиппики") громил Марка Антония как тирана за измену республике. В 43 г. Цицерон был внесен в проскрипционный список и убит агентами Антония.
Цицерон был просвещеннейшим человеком своего времени. Он прежде всего оратор. Сохранилось 56 речей Цицерона - судебных и политических; они вместе с его сборником "Писем" дают обильный материал для изучения политической жизни эпохи конца республики.
Как политический деятель, Цицерон, отстаивая интересы "всадников", впоследствии перешел в лагерь "нобилитета", с интересами которого отчасти стали совпадать интересы "всадников". Он пытался примирить интересы "всадников" и знати под властью сената и стремился установить "согласие сословий" (consensus ordinum), "согласие всех благонамеренных", которое он сравнивает с гармонией в музыке. Ф. Энгельс в письме к К. Марксу (от 17 марта 1851 г. {К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. XXI, стр. 173.}) дает на основании переписки Цицерона отрицательную оценку политической деятельности оратора.
Кроме речей, мы имеем философские трактаты Цицерона, где он, защитник старинных римских устоев и гражданственности, выступает против эпикуреизма, проповедуя близкую к стоицизму этику греческой "новоакадемической" школы. Философские сочинения Цицерона знакомят нас с недошедшими сочинениями греческих философов, популярных в Риме. Недаром К. Маркс призывал читать Цицерона, чтобы убедиться в том, что "философии Эпикура, стоиков или скептиков были религиями образованных римлян к тому моменту, когда Рим достиг вершины своего могущества" {К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. I, стр. 194.}.
Кроме того, до нас дошли трактаты Цицерона по теории и истории римского ораторского искусства: "Об ораторе", "Оратор", "Брут" (названный впоследствии "О знаменитых ораторах") и др. Здесь на основе римской практики рисуется цицероновский идеал судебно-политического оратора. В развитии художественной прозы ораторская речь в римских условиях сыграла огромную роль, оказывая влияние и на историографию, и на поэзию. Заслуга Цицерона в этом отношении чрезвычайно велика. В его речах мы находим драматические картины, описания, характеристики. Цицерон отстаивает гармонию словесного выражения и содержания. Он требует прежде всего насыщенного содержания, а поэтому - самого широкого образования для оратора: лишь насыщенное содержание даст изящество словесного выражения, которое без познания оратором предмета своей речи "является каким-то пустым и чуть ли не детским" ("Об ораторе", I, 20, см. ниже). Вслед за Демосфеном Цицерон выработал в своих речах музыкальную периодичность и ритмичность, а в трактатах "Об ораторе" и особенно "Оратор", используя отчасти греческие теории, а главным образом свою ораторскую практику, он дает теорию периодической и ритмической речи. Цицерон как писатель и оратор оказал огромное влияние не только на римскую, но и на западноевропейскую культуру. В Риме его читали в школах; его изучали, писали комментарии к его речам, ему подражали христианские "отцы церкви" (Лактанций, Иероним, Августин), а гуманисты эпохи Возрождения (Николини, Бембо, Эразм и др.) создали культ Цицерона и его изящного языка. Деятели Великой французской буржуазной революции (Мирабо, Робеспьер и др.) зачитывались Цицероном и цитировали его речи. Перевод 24 речей (с 81 по 63 г. до н. э.) - в "Полном собрании речей Цицерона" в русском переводе, под редакцией Зелинского (т. I, Спб., 1901), с ею вступительной статьей "Цицерон в истории европейской культуры". Перевод речей против Каталины - в книге "Заговор Катилины" ("Академия", 1935). Из трактата "Об ораторе" начало (кн. I,  1-194) переведено Ф. Е. Коршем ("Филологическое обозрение". Приложение) См. также книгу "Античные теории языка и стиля" (М.-Л., 1936), где имеются переводы из сочинений "Об ораторе" и "Оратор", "Письма Цицерона", т. I-III, перевод Горенштейна (М.-Л., изд. Академии наук СССР, 1949-1951).


далее: РЕЧИ ПРОТИВ ВЕРРЕСА >>

Цицерон. Отрывки
   РЕЧИ ПРОТИВ ВЕРРЕСА
   ПЕРВАЯ РЕЧЬ ПРОТИВ КАТИЛИНЫ
   ОТРЫВОК ИЗ ВТОРОЙ РЕЧИ
   РЕЧЬ В ЗАЩИТУ ПОЭТА АРХИЯ
   ПИСЬМА ЦИЦЕРОНА
   К ГАЮ ЮЛИЮ ЦЕЗАРЮ


На главную
Комментарии
Войти
Регистрация